В ноябре 1920 года закончилось противостояние нашего народа на Крымском полуострове. Белые покинули Крым. Красные остались. Закончилась гражданская война на юге России.
13-17 ноября 1920 года остатки Русской армии генерала Врангеля и сочувствующего ей гражданского населения покинули Крым.
Для этого были задействованы все суда в портах Крыма. Через французского представителя правительство Врангеля обратилось к Франции с просьбой предоставить убежище.
Франция согласилась. Однако в качестве залога французы потребовали все корабли.
Представители Франции настаивали на том, чтобы русские корабли и суда подняли французские флаги. В противном случае, русский флот не сможет войти в Босфор. Для русских это было невозможно по определению.
Но, вынуждены были пойти на компромисс. Приняли решение поднять французские флаги на фор-стеньгах мачт, за кормой же уходящих на чужбину русских кораблей развевались Андреевские флаги
Крым покидали все суда, которые смогли устоять на воде. Плавсредства, которые были не на ходу, взяли на буксир. Часть людей погрузили на иностранные корабли - французские, английские и т. д. Из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, почти 150 тысяч человек спешно покинули Родину.
Генерал Врангель организовал эвакуацию с полуострова 145 693 человек, не считая судовых команд. Около 50 тыс. чинов армии, свыше 6 тыс. раненных, остальные - гражданские лица, в том числе 7 тыс. женщин и детей.
Пароходы уходили перегруженные до крайности. Степень загруженности определяли по тому, заметно ли какое-либо движение на палубе или нет. Если глаз различал движение людей, значит, судно еще не было забито до отказа, можно продолжать посадку.
На миноносце "Грозный", при штатной численности экипажа в 75 человек, вывезли 1015 человек. Пароход "Саратов", рассчитанный на 1860 человек, вывез 7056. Не хватало продовольствия, воды. Кстати, красные войска дали определенную передышку, позволившую белым эвакуироваться. Все-таки, сострадание - наша национальная черта.
Белый флот взял курс на Константинополь - это все суда, которые смогли устоять на воде: 66 вымпелов (18 боевых судов, 26 транспортов и 22 мелких судна), 9 торгово-пассажирских пароходов, мелкие суда торгового флота, почти все частновладельческие судна, а также иностранные (прежде всего французские) корабли, находившиеся в портах Крыма.
Почему Константинополь? Потому что Константинополь, после капитуляции Османской империи, был оккупирован войсками Антанты - военными союзниками России.
Переход по морю до Константинополя длился около 5 дней. Несколько дней, перевернувших жизнь беженцев. Расколовших жизнь на ДО и ПОСЛЕ... Предтеча тех лишений и горестей, которые выпадут на долю большинства русских эмигрантов на чужбине. Уезжая в неизвестность, даже предположить не могли, насколько она будет горькой.
Все корабли, ушедшие из Крыма, благополучно прибыли в Константинополь. Кроме одного. Миноносец "Живой", на борту которого находилось 260 человек, бесследно исчез в штормовом море. "Живой" был неисправен и шел на буксире "Херсонес". В штормовом море буксирный конец лопнул, а новый подать не получилось...
Трагедия "Живого" - одна из горьких тайн русской морской истории, разгадать которую, скорее всего, не удастся никогда.
С 17-го по 21-е ноября суда с частями Русской армии и беженцами пришли в Константинополь и стали на якоря на рейде Мода. Эвакуация закончилась. Началось "русское завоевание" Константинополя...
Константинополь встретил русских "гостеприимно" - только через неделю разрешили сойти на берег и потребовали роспуска 60-тысячной армии.
Большая часть пассажиров покинула корабли в оккупированном Антантой Константинополе, пополнив ряды белой эмиграции.
Верили, что эвакуация – дело временное, и вскоре они вернутся на родину. Лишь самые прозорливые понимали, что покинули Россию навсегда.
Команды русских кораблей остались верны присяге и не покинули суда. Сложности с нахождением кораблей бывшего Черноморского флота в проливе Босфор; стремление французов заполучить русские корабли привели к перебазированию флота в Бизерту. Это французская военно-морскую базу в Тунисе(север Африки). Тунис был под протекторатом Франции.
Ирония судьбы - в октябре 1897 года первый иностранный визит в новый порт Бизерты нанес русский крейсер "Вестник". Как будто стал предвестником того, что часть российского флота через 23 года встанет здесь на свою последнюю якорную стоянку.
Верные присяге русские моряки жили на кораблях, несли вахту. На борту даже работала школа для детей. Но Бизертская эскадра была обречена. В октябре 1924 года, когда Франция признала правительство большевиков, с кораблей был спущен андреевский флаг. Еще примерно шесть лет на рейде Бизерты маячили силуэты российских судов, пока их не разрезали на металлолом, а остатки военных и гражданских лиц сошли на берег.
Вот так наши союзники помогали и помогают нам. Маленький пример: французы сразу же реквизировали три русских парохода с углем, а потом все, что находилось на судах. В числе реквизированного были не только военные грузы, но и 300 тыс.пудов зерна, 20 тыс. пудов сахара, 50 тыс. пудов другого продовольствия, 200.000 комплектов обмундирования, 340.000 комплектов белья, 58.000 пар обуви и многое другое. Затем очередь дошла до денег и личных счетов лиц из окружения Врангеля.
Французы забыли, что именно вступление в Первую мировую войну русской армии, оплаченное большой кровью - спасло Францию в 1914 году...
· (Маршал Фош позже признавал: "Если Франция не стерта с карты Европы, она этим прежде всего обязана России"...
Русские оказались не нужны ни одной стране. 150 тысяч человек рассеялись по континентам…
· Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев. Около четверти из них принадлежали к Белой армии, ушедшей в эмиграцию в разное время с разных фронтов...
Они испили чашу национального унижения до дна... Они поняли, что значит сделаться людьми без отечества.
Волею судьбы перенесли всю тяжесть гражданской войны, испытали поражение и изгнание...
Им не суждено было увидеть Россию снова. Но им предстояло оказать решающее влияние на становление русского зарубежья...
Прошло 100 лет. Примирили ли годы нас? Простили ли мы друг друга? Не знаю... Но, мы помним и сострадаем...
· Мемориальная доска, установленная на Графской пристани в Севастополе в память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года.
По материалам сайта https://zen.yandex.ru/media/mayara/k-100letiiu-russkogo-ishoda-krym-rossiia-5e71da7a8316bf21df298523